?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Как выяснил "Ъ", правительство признало серьезное отставание в выполнении обширных планов по реанимации российского авиапрома. Отрасли не удалось достигнуть ключевых показателей: снизились объемы поставок военных и гражданских самолетов и вертолетов, сдвинулись сроки все контрольные точки проекта нового пассажирского МС-21. Особые сложности возникли там, где предполагается международная кооперация. В результате госпрограмма развития отрасли реализована только на 74%, а оценка эффективности Минпромторга как ее исполнителя оказалась в числе самых низких.

По итогам 2016 года госпрограмма развития авиапрома на 2013-2025 годы выполнена на 74%, говорится в докладе Минэкономики, с которым удалось ознакомиться "Ъ" (о ситуации с госпрограммами в целом см. стр. 1). На нее бюджет выделял около 53 млрд руб., фактические расходы оказались на 10 млрд руб. больше. Тем не менее не была достигнута половина плановых показателей госпрограммы. В частности, вместо 198 самолетов в 2016 году поставлено только 136 машин.

Одной из причин невыполнения показателя стало "негативное влияние антироссийских санкций, ограничивших доступ к внешним рынкам" и сокращение внутреннего спроса на авиатехнику. Кроме того, выполнить госпрограмму помешали ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры, девальвация рубля, ограничившая возможности по закупке комплектующих и оборудования за рубежом, сокращение спроса иностранных авиакомпаний на технику. Одной из острейших проблем стала программа импортозамещения узлов, агрегатов и двигателей украинского производства.

В документе признается, что в 2016 году не выполнены контрольные этапы проекта создания самолета МС-21. На конец года были перенесены сроки выпуска рабочей конструкторской документации на версию МС-21-200, в частности, из-за доработки версии МС-21-300. Одним из факторов стали также данные маркетинговых исследований: они показали, что в ближайшие два-три года заказов на МС-21-200 "не ожидается". На год сдвинуто проектирование и подготовка производства опытных образцов МС-21-300, не проведен вылет второго летного образца. Основной причиной стали технические и коммерческие доработки. Представитель "Иркута" (разработчик самолета) сообщил "Ъ", что МС-21-300 готовится к первому полету, сейчас идет тестирование систем, в ЦАГИ завершается сборка МС-21-300 для статических испытаний, производятся четвертый и пятый экземпляры для летных и ресурсных испытаний. В компании утверждают, что у нее есть твердые контракты на 175 МС-21, по которым получены авансы.

Заметный спад, по данным анализа госпрограммы, отмечается и по вертолетам: секвестр гособоронзаказа снизил закупки с плановых 390 единиц до 190. Собеседники "Ъ" объясняют отклонение сдвигом сроков завершения разработки, сертификации и начала серийного производства новых вертолетов, в том числе Ка-62, который пришлось исключить из поставок. На 2017 год было перенесено и начало производства среднего многоцелевого вертолета Ми-38. Кроме того из-за "жестких сертификационных норм" в ряде стран затруднено продвижение на внешний рынок гражданской версии Ми-17. В 2016 году изменилась и структура поставок вертолетной техники за рубеж: снизился спрос на транспортно-десантные вертолеты типа Ми-8, но вырос на боевые Ми-35М, Ми-28НЭ и тяжелые транспортные Ми-26. Поставки остальных типов военных вертолетов за рубеж возможны не ранее 2017-2018 годов — из-за глобального снижения сегмента рынка.

В Минпромторге и Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) на запросы "Ъ" не ответили, в "Вертолетах России" оперативных комментариев не предоставили. В докладе говорится, что для выполнения госпрограммы Минпромторг хочет "привлекать и материально стимулировать квалифицированные кадры". Темпы производства вертолетов планируется поддержать за счет снижения издержек. Ситуацию также должно улучшить сотрудничество предприятий авиапрома между собой. Но в Минэкономики очень низко оценивают эффективность работы Минпромторга как исполнителя госпрограммы - на уровне 33,3%. Хуже ситуация только у него же по судостроению и промышленности в целом, а также у самого Минэкономики по Калининградской области и Минкавказа по Северному Кавказу.

Исполнительный директор "Авиапорт" Олег Пантелеев отмечает, что невыполнение плана поставок авиатехники наблюдается из года в год, что "может говорить не о недееспособности промышленности, а о низком качестве планирования". В то же время, уточняет он, финансовые показатели предприятий авиапрома достаточно высоки, и по гособоронзаказу претензий у заказчика нет.

http://kommersant.ru/doc/3267794

Это все потому, что стратегия развития была ошибочной и не учитывала всех аспектов. И да прежде всего это касается управления “Аэрофлотом”, но и конечно ставка на абсолютно новую разработку, при полном забвении уже существующих продуктов – это было очень рискованно.

В общем государство много сделало для налаживания производства (хотя и с ошибками, не надо было убивать ТУ-204 и ИЛ-96), но никак не озаботилось о спросе.

Что можно было сделать помимо административных мер? Например, субсидировать ставку кредита – лизинга, вот вам направление для кредитов ЦБ РФ, дайте покупателю кредит в рублях под 2% и все. Почему этого не делается – вообще не понятно.

Latest Month

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow